К 130-летию Русского музея
Русский музей – музеям России
Статья посвящена практике передачи произведений искусства из коллекции Русского музея в региональные музеи. Этот процесс стал частью государственной культурной политики и оказал огромное влияние на формирование коллекций в музеях по всей стране.
История музейного дела России XX века связана с важнейшими вехами истории страны: событиями октября 1917 года и трагедией Великой Отечественной войны. Октябрьский переворот и последовавшая за ним национализация частной собственности способствовали возникновению новых музеев и стремительному пополнению коллекций уже существовавших. К 1920 году только в РСФСР было обследовано и взято на учет 520 усадеб, около 2 тысяч церквей, 200 монастырей. Под охрану государства перешло почти 500 тысяч предметов искусства, послуживших основой Государственного музейного фонда (ГМФ). В это время было создано 246 музеев, свыше 100 из них — на основе конфискованных культурных ценностей. Распределение изъятого и вывезенного в крупные города страны отчасти носило стихийный характер и определялось профессионализмом и заинтересованностью руководителей музеев. После упразднения ГМФ, на протяжении всего XX века, не прекращался процесс передачи произведений из крупных собраний в региональные и республиканские музеи.
Цифровой проект «Русский музей музеям России» подготовлен к 130-летию Государственного Русского музея, ставшего в 1974 году методической базой Министерства культуры РФ для всех художественных музеев, картинных галерей и музеев-заповедников страны. Здесь представлены материалы почти 40 отечественных музеев. Это страницы такого направления деятельности Русского музея, как помощь и содействие в комплектовании коллекций музеев в разные периоды их существования.
Передачи произведений из собрания Русского музея на постоянное хранение в фонды других музеев часто были приурочены к основанию или открытию нового музея. Так, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля создан в 1924 году, а в 1925 и 1927 Русский музей передал в его собрание работы как русских, так и западноевропейских мастеров: В.М. Васнецова («Снятие с креста. Оригинал для наружной мозаики храма Воскресения Христова», 1888−1901), В.А. Серова («Пруд», 1880-е), А.Н. Бенуа («Версаль», 1905), А.П. Боголюбова («Иллюминация Кремля», 1883), Г. Флокенгауза («Зимний вечер (Зима на Нижнем Рейне)», 1880), М. де Хондекутера («Птичий двор», 1680-е) и др. В материалах нашего проекта это хронологически самый ранний, но очень показательный пример того, какие именно предметы передавались в открываемые музеи. В соответствии с концепцией комплектования собственного собрания — отражение истории развития русского искусства - руководство Русского музея считало целесообразным передачу работ западноевропейских художников и тех мастеров, чьи произведения достаточно полно представлены в коллекции Русского музея.
Основанный в 1939 году Художественный музей имени Махарбека Туганова (Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания) в 1940 принимает от Русского музея работы таких живописцев, как А.П. Боголюбов («Голландия. Отлив в Схевенингене», б/д, и др.), В.В. Верещагин («Внутренний вид храма», б/д), А.И. Куинджи («Вечер», б/д, и еще несколько полотен), И.И. Шишкин («Еловый лес», б/д), К.Е. Маковский («Портрет Воейковой»,1876), Лампи Старший («Портрет графа А.И. Лазарева», б/д), Э.К. Липгарт («Мужской портрет», 1907) и большой корпус гравюр Х.-А. Вортмана, А.- К. Я. Олешинского и многих других. В нашем проекте представлены далеко не все произведения, переданные из Русского музея в музей Владикавказа и составляющие ныне одну из самых значительных коллекций отечественного искусства на Северном Кавказе.
В материалах цифровой выставки «Русский музей музеям России» вы увидите не только работы мастеров живописи и графики, но и скульптуры Н.Н. Ге, П.П. Трубецкого, П.К. Клодта, Т.-Ж.-Н. Жака, А.Л. Бари, переданные в Тульское музейное объединение, в Тюменское музейно-просветительское объединение – среди прочих – бронзу А.Л. Обера, в Национальную галерею Республики Коми – работы М.М. Антокольского и М.Л. Диллон. В Орловском музее изобразительных искусств, основанном и открытом в 1957 году, хранится не только предоставленная Русским музеем в 1959 году пластика Ф.И. Шубина, В.И. Демут-Малиновского, А.С. Голубкиной, отлитая в конце 1950-х годов, но и предметы декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков.
Последняя треть XX века была отмечена передачей произведений в молодые российские музеи. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств (Ижевск), основанный в 1980 году, получил на постоянное хранение живопись Н.Н. Дубовского, Калининградский областной музей изобразительных искусств, основанный в 1988 году, – живописные полотна и графические листы В.С. Михайлова, А.Г. Зверева, Е.Г. Михнова-Войтенко, а Республиканский музей искусств (Республика Марий Эл, Йошкар-Ола), организованный в 1989 году, – коллекцию литографий.
На протяжении всего XX века Русский музей принимал активное участие в комплектовании коллекций российских музеев, восполняя лакуны в их собраниях, дополняя их монографические коллекции. Благодаря этой деятельности музеи страны сегодня представляют посетителям объективную картину истории искусства на всех этапах его развития.
Выражаем глубокую благодарность музеям, которые приняли участие в цифровом проекте «Русский музей музеям России», предоставив для него столь обширный материал

Инга Филиппова,

ведущий специалист по научно-просветительской работе,

кандидат искусствоведения