Великая жертва

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Эскиз декорации ко второй картине балета И. Ф. Стравинского «Весна священная»

Обширные знания Н. К. Рериха в области истории и археологии, а также его повышенное декоративное чутье закономерно привели художника в театр в пору невиданного подъема отечественной сценографии. Мастер плодотворно сотрудничал с антрепризой С. П. Дягилева. В мае 1913 года на сцене парижского «Театра Елисейских полей» состоялась премьера балета И. Ф. Стравинского «Весна священная», оформленного Рерихом.

Революционные для того времени музыкальные, пластические и художественные решения авторов привели публику в замешательство. Зрители громко выражали свое недовольство, и представление пришлось завершить. Лишь немногие почувствовали новаторский дух постановки, который знаменовал наступление новой эры в искусстве танца.

Работая над спектаклем на тему славянских религиозных обычаев, Рерих стремился выразить мистическую связь человека и природы. В эскизе декорации ко второй картине балета он изобразил старцев-ведунов, подобных каменным изваяниям. Словно соединяя небо и землю, мир духов и мир людей, они взывают к богам в канун ежегодного ритуального жертвоприношения.

Николай Константинович Рерих (1874−1947) — живописец, рисовальщик, художник театра, монументалист, археолог, путешественник. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1897), посещал лекции на историческом факультете. В 1893—1897 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры (Санкт-Петербург). Пользовался советами И. Е. Репина. Занимался в Париже в студии Ф. Кормона (1900−1901). Путешествовал по древним городам России (1903−1904), работал в имении княгини М. К. Тенишевой Талашкино Смоленской губернии (1903−1904, 1914). С 1909 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева «Русские сезоны». Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906−1916). Член художественных объединений «Союз русских художников» (1903−1910) и "Мир искусства" (с 1910; сопредседатель). После революции 1917 года уехал из России. В 1923—1928 совершил путешествие в Индию и Центральную Азию. С 1928 года жил в Индии. Разработал Пакт Рериха (1929) — международный договор о защите культурного наследия.

Автор: Рерих Н.К.

Год: 1910

Техника: картон, темпера

Инвентарь: Ж-141

Размер: 52,3х75