Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
р.
р.
Эскиз поступил в музей с названием «Гнездо Преблагое». Оно соответствует информации, оставленной Н. К. Рерихом в музее во время пребывания в Омске: «Прошу сделать темный простой ободок вокруг моих картин; на что прилагаю 10 рублей. „Ладьи“ неоконченная картина из серии „Город строют“ (авт.) 1903 г., „Древо преблагое“ (неоконч. эскиз) 1912. Омск. 9 июня 1926.». Записка Рериха хранится в Государственном архиве Омской области — ф.1076, д. 96, л. 156. Авторское название определено Е. П. Яковлевой (ГРМ, СПб) на основании архивных документов: (РГАЛИ. Ф. 2951. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л. 46 об., № 123). На эскизе с дивным орнаментом оживают древние представления о Мировом древе — символе мироздания, в котором крона достигает небес, корни — преисподней, а ствол и ветви организуют земное пространство.
Над композицией «Гнездо преблагое — глазам прельщение» Николай Рерих работал в Талашкине, имении княгини Марии Тенишевой. Богатый художественными традициями Смоленский край, безусловно, оказал влияние на его творчество. Летом 1926 года, во время знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, художник побывал с семьей в омском музее. Познакомившись с коллекцией, художник был удивлен, увидев в зале свои работы. Оставленная им записка помогла уточнить датировку его произведений, в том числе этого эскиза.