Вечер

Тверская областная картинная галерея
«Вечер», датируемый 1917 годом, написан Константином Алексеевичем Коровиным в последний его приезд в Крым, на вилле «Саламбо», построенной по проекту самого художника в 1910-х годах и названной им так в память о работе над декорациями к одноименному балету по роману Г. Флобера, время создания которых совпало со строительством дачи. «…В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом… Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты — и многие всё лето гостили у меня… Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море…». Присутствие гостей на вилле создавало оживленную обстановку, не всегда способствующую работе, но несмотря на это Константин Алексеевич много времени посвящал живописи, и «ни сон, ни отдых не могли нарушить лихорадку вдохновения». В своих воспоминаниях супруга художника-декоратора Г. И. Голова, постоянного соавтора Коровина по оформлению сцен императорских театров, пишет, что мастер брался за кисти и краски утром, днем и вечером, меняя холсты, когда менялся свет, и «так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день».

В один из таких дней, видимо, и создан «Вечер», являющийся образцом свободного эскизного письма и особой «коровинской» картины, в пространстве которой наблюдаются и жизненная непосредственность изображаемых персонажей и предметов вместе с одновременной их декоративностью, и смешение жанров, характерное для работ живописца 1910-х годов. Результатом этого смешения становится погружение человеческих фигур, вещей и цветов в эмоционально воздействующую на зрителя среду пейзажа и интерьера или размещение их на границе этих двух жанров — у раскрытых дверей и окон. Написанное широкими фактурными мазками полотно создает атмосферу суаре и непринужденного общения знакомых и интересных друг другу людей, частью которых зритель может себя почувствовать. Персонажи картины — это не только молодые мужчина и женщина, играющие импровизированный концерт, но и букет цветов, притягивающий к себе взгляд своей разнообразной и яркой цветовой палитрой. Увлеченный в то время жанром натюрморта, Коровин чаще всего писал цветы: любимые розы. Константин Алексеевич сам составлял букеты для каждой комнаты своего дома и тщательно подбирал к ним вазы и кувшины, богатая коллекция которых была привезена им в Гурзуф.

Несмотря на темный колорит произведения, в нем нет тягостного предчувствия надвигающихся страшных перемен, которым суждено случиться через несколько месяцев. У человека созерцающего наряду с изумлением рождается ощущение причастности к происходящему — если, всматриваясь в картину, постараться отстраниться от действительности, то можно услышать запахи и звуки южного вечера: аромат распустившихся роз, шум морского прибоя и стрекот цикад, доносящиеся из раскрытой на террасу двери, переборы гитарных струн, льющиеся из-под пальцев изображенной девушки, прототипом которой, вероятнее всего, является Надежда Ивановна Комаровская, близкий друг и одна из любимых моделей Константина Коровина.

Автор: Коровин К.А.

Год: 1917

Техника: холст, масло

Инвентарь: Ж-102 КОКГ КП-1/112

Размер: 88х67,5